610017, г.Киров, ул. К. Либкнехта, 107
тел. +7 (8332) 38-18-51

610007, г. Киров, ул. Тимирязева, 8
тел. +7 (8332) 33-23-00
КОГАУСО “Кировский центр социальной помощи семье и детям”

РЕСS - ТРЕТИЙ ЭТАП. ШАГ ПЕРВЫЙ.

После того, как ребенок выучил, что использование карточек имеет влияние на окружающих, и что с помощью карточек он может получить то, что он хочет - пришло время научить ребенка различать те символы, которые он использует для коммуникации.

Обучение различия карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге, ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске.

Первый шаг третьего этапа начинается с выбора между двух карточек - карточки желаемого предмета, и карточки предмета, который ребенок не хочет получить. Если ребенок выбирает карточку желаемого предмета, то он его получает, если он выбирает вторую карточку, то он получает предмет, который не хочет получать.

Как и при обучении на предыдущих этапах, важно не использовать словесных подсказок, и не подсказывать ребенку, какую карточку он должен выбрать - "Нет, это неправильно, дай конфету!". На данном этапе обучение происходит с помощью натуральных последствий - выбрал правильно - получил то, что хотел. Выбрал неправильно - получит то, чего не хотел.

Во время обучения, важно постоянно менять карточки местами, для того, что бы ребенок был более внимательным, и не привык подавать только левую или только правую карточку.

Если ребенок ошибается, и подает ненужную ему карточку 2 раза подряд, следует использовать процедуру коррекции ошибки: педагог - две карточки перед ребенком; ребенок - 

Шаг
Педагог: 2 карточки перед ребенком

Ребенок: Подает неправильную карточку

Педагог: Подает ненужный предмет

Ребенок: Отвергает и выражает недовольство

Моделирование и подсказка
Педагог: Указывает пальцем на нужную карточку или придвигает открытую ладонь ближе к нужной карточке

Ребенок: Подает правильную карточку

Педагог: Поощряет словесно, но желаемый предмет не дает

Переключение

Педагог: Переключает на другое короткое задание, например имитацию движения, или выполнение инструкции.

Ребенок: Выполняет отвлекающее действие

Повторение

Педагог: 2 карточки перед ребенком

Ребенок: Подает правильную карточку

Педагог: Получает предмет и словесное поощрение.

 

РЕСS - ТРЕТИЙ ЭТАП. ШАГ ВТОРОЙ

После того, как ребенок научился различать карточку желаемого предмета, от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение дискриминации стимулов переходит на следующий этап - выбор между двумя желаемыми предметами.
В данной процедуре применяется пошаговой обучение:

1. Перед ребенком поднос с двумя предметами, для получения которых у него высокая мотивация. И рядом с ребенком расположена коммуникационная книга, на которой две соответствующие карточки.


2. Когда ребенок протягивает карточку одного из предметов, следует протянуть ему поднос и дать выбрать соответствующий предмет.
3. Новая реакция, обучаемая на этом этапе - это выбор предмета соответствующего картинке. Как только ребенок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет. То, что ребенок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребенок использует карточку правильно.
4. Если ребенок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию, и применить процедуру коррекции ошибки (описанную на предыдущем этапе).
Когда ребенок научился правильно различать карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности, и добавлять дополнительные карточки. То есть, научить ребенка выбирать из 3-х предметов, 4-х, 5-ти, и так далее.

Окончательным этапом в обучении различия карточек является обучение ребенка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги. Для этого следует снять все карточки с обложки книги, и поместить одну или две карточки высоко-мотивационных стимулов на первую страницу. И потом книгу прикрыть. После этого следует показать ребенку один из предметов. Ребенок должен открыть книгу, достать соответствующую карточку и протянуть. Если он этого не делает - можно помочь ему с помощью физического направления, и постепенно убрать физическую подсказку.

Если карточки, которые использует ребенок, не помещаются на одной странице, следует добавить еще страницы. Если ребенок затрудняется перелистывать страницы, чтобы найти нужную карточку, можно снова применить физическую подсказку, и постепенно ее убрать.