610017, г.Киров, ул. К. Либкнехта, 107
тел. +7 (8332) 38-18-51

610007, г. Киров, ул. Тимирязева, 8
тел. +7 (8332) 33-23-00
КОГАУСО “Кировский центр социальной помощи семье и детям”

РЕСS - ПЯТЫЙ ЭТАП

На пятом этапе основной целью является обучить ребенка реагировать на вопрос "Что ты хочешь?"
То есть, только на пятом этапе, после того, как инициатива ребенка закрепилась, можно обучить ребенка реагировать на вопрос. 
Почему только сейчас? Для того, чтобы научить ребенка прислушиваться к собственным желаниям, а не только реагировать и быть ведомым окружающими. Многие дети с аутизмом затрудняются именно в проявлении инициативы и обращении к окружающим, и если изначально приучить ребенка только реагировать на вопрос "Что ты хочешь?" - это может существенно подавить инициативу, а следовательно, и дальнейшее развитие социальных навыков и общения.

Обучение на пятом этапе происходит следующим образом:
1. Учитель, держа в руках предмет, который ребенок хочет получить, обращается к ребенку с вопросом и одновременно указывает пальцем на карточку в коммуникативной книге ребенка - на символ "Я хочу". Ребенок с легкостью берет этот символ и прикрепляет его на полоску, потом добавляет карточку желаемого предмета, и протянув полоску учителю, таким образом просит предмет.
2. После того, как ребенок научился это делать без подсказки, учитель переходит на следующий этап - задает вопрос "Что ты хочешь?" и только через 1-2 секунды указывает на карточку. Ребенок берет этот символ и прикрепляет его на полоску, потом добавляет карточку желаемого предмета, и протянув полоску учителю, таким образом просит предмет. В процессе обучения, учитель постоянно расширяет промежуток времени между вопросом и указательным жестом на карточку. Таким образом, ребенок учится реагировать именно на словесный стимул, а не на визуальный.
3. В процессе обучения очень важно поддерживать спонтанные реакции ребенка, и постоянно создавать ситуации, в которых ребенок проявляет инициативу и просит предметы или действия без того, чтобы его об этом спросили.

РЕСS- ШЕСТОЙ ЭТАП

Основной целью данного этапа является обучить ребенка комментировать происходящие в его окружающей среде события, и таким образом привлекать внимание окружающих. Как малыши указывают пальцем в небо и кричат: "Самолет! Мама, смотри - самолет!!". Функция этого поведения - это не получить самолет в свои руки, а привлечь внимание мамы. То есть данное поведение усиливается социальным поощрением (реакцией мамы "Ух ты!"), а не доступом к желаемому предмету или действию.э

Но данный момент и является затруднением у детей с аутизмом - социальные поощрения их обычно интересуют гораздо меньше, чем мотивационные предметы. Поэтому, обучение комментированию начинается с обучения реакции на вопрос "Что ты видишь?", и после того, как ребенок научится различать "Что ты видишь?" от "Что ты хочешь?", можно будет использовать различные стратегии, чтобы научить его комментировать спонтанно, без того, что ему постоянно должны задавать вопросы.

При обучении следует помнить, что комментирование отличается от просьб следующим:

1. Комментирование возникает, когда в окружающей среде происходит какое-то интересное событие, а просьба - когда у ребенка есть желание или необходимость в получении доступа к предмету или действию. То есть изначально, эти реакции вызываются разными предшествующими факторами.
2. Комментирование приводит к получению социального поощрения (внимания) а просьба - к получению доступа к желаемому предмету или действию. То есть, у данных реакций абсолютно разная функция.
Следовательно, во время обучения следует:

1. Поощрять каждый коммуникативный акт соответственно - просьбу - предоставлением предметов или действий и похвалой, комментарий - только социальным поощрением! (похвала, улыбка, выражение лица, и т.п.)
2. Тренировать комментирование как минимум 30 раз в день в различных функциональных ситуациях.
Первый этап в обучении комментирования - это выбор соответствующих ситуаций и подготовка коммуникативной книги. В книге следует оставить на поверхности только карточку: "Я вижу..." и подготовить те карточки, которые будут соответствовать предметам, которые видит ребенок. Обучение можно начать, предварительно подготовив либо новые игрушки, либо создав какие-то необычные ситуации (например, мама вместо своих туфель, наденет папины), либо какие-нибудь сюрпризы. Выпрыгивающие игрушки, например, могут отлично подойти для этой цели.

Следует показать этот новый предмет ребенку (например, нажать на кнопку и выпрыгнет зайчик) и спросить "Что ты видишь?". Ребенок должен взять карточку "Я вижу..." и карточку с изображением зайчика, приклеить их в правильном порядке на полоску и протянуть полоску. Если необходимо, следует использовать подсказки, чтобы помочь ребенку выбрать правильные карточки. И после того, как ребенок протянул полоску нужно словесно похвалить ребенка, и не использовать никаких дополнительных поощрений.

На втором этапе нужно обучить ребенка различать карточки "Я хочу…" и "Я вижу…". Следует на поверхность книги выложить эти две карточки, а также дополнительные карточки мотивационных предметов. Теперь ребенок должен научиться правильно составлять предложение и правильно реагировать на вопросы "Что ты хочешь?" и "Что ты видишь?"

На следующем этапе нужно обучить ребенка комментировать спонтанно, а не реагировать на вопрос, а также постоянно поддерживать спонтанные просьбы предметов или действий.

РЕСS И ДРУГИЕ СИСТЕМЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Кроме системы коммуникации РЕCS, существуют дополнительные методы, которые позволяют обучить детей с отставанием в развитии речи способам общения. Эти системы коммуникации включают язык жестов, коммуникативные книги или планшеты на которых ребенок указывает на карточки, слова или символы, а также электронные пособия с голосовыми синхронизаторами.

Выбор подходящей системы коммуникации может существенно облегчить обучение ребенка, а также подтолкнуть развитие вокальной речи. Некоторые исследования показывают, что систем коммуникации селективного вида - таких, как выбор символа или карточки из ряда других символов, намного меньше преимуществ, чем топографических системах коммуникации (языке жестов, мимики и телодвижений, движений пальцев рук составляющих слова, и разговорной вокальной речи, разумеется).

Селективные системы коммуникации опосредованы дополнительными приспособлениями (книги, ноутбуки, электронные платформы, карточки), которые не всегда доступны, а также могут отяготить своим присутствием (ребенок должен всегда помнить носить с собой прибор или книгу, а также заботиться о том, чтобы она была в сохранности). Кроме этого, для эффективного использования данного вида систем необходимы хорошие навыки визуального восприятия и сканирования, так как селективные методы требуют умения выбрать тот символ или карточку, которая подойдет для выражения желания или инициативы.

Но и в топографических системах коммуникации есть свои недостатки - они требуют хорошей моторики, и координации мышц - для того, чтобы окружающие могли понять эти жесты. Кроме этого, выбор данной системы коммуникации значительно ограничивает круг людей, с которыми можно общаться, т.к. большинство людей не знакомы с языком жестов и не понимают большинство из них. И дополнительное осложнение, которое является существенным препятствием к применению данных систем для обучения детей с аутизмом - это отсутствие специалистов, которые умеют обучать данные навыки.

Поэтому, принятие решения о выборе подходящей системы коммуникации должно основываться на начальных навыках ребенка - в области визуального восприятия, мелкой моторики, разнообразия мотивационных факторов и областей интереса, а также первичных навыков коммуникации - спонтанного взгляда, приближения к окружающим людям, и так далее.

Кроме этого, никто не запрещает совмещать и комбинировать системы коммуникации. Всегда можно начать с одного типа коммуникативной системы (например, с селективного), и в дальнейшем, по мере того, как ребенок приобретает дополнительные навыки,  ввести другой тип (например, топографический).

Самое главное - это не лишать ребенка возможности общаться! В любой программе обучения должны присутствовать задания, которые помогают ребенку научиться общаться более эффективно. А способ общения - это уже по возможностям и способностям...