С сентября 2018 г. на территории Кировского центра социальной помощи семье в рамках реализации Комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи организована структурная Служба ранней помощи.
Все специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями с сентября по декабрь 2018 г. были обучены на базе Института раннего вмешательства г.Санкт-Петербург по теме создания Службы ранней помощи. Также, заведующая отделением прошла стажировку в Областном центре семьи г.Псков. Все полученные знания помогут эффективно применять их на практике и структурировать уже начатую работу в рамках ранней помощи на базе отделения.
В рамках ранней помощи при отделении реализуется «Модель коммуникативных групп для детей с различными нарушениями развития, в том числе множественными нарушениями различных этиологий».
В рамках данной модели при отделении осуществляют свою деятельность адаптационные группы «Колосок» для детей с нарушениями в развитии от 1 года до 7 лет. Первая группа для детей от 1 года до 3 лет ставит целью раннюю помощь семье, направленную на создание оптимальных условий для развития ребенка и поддержки семьи.
Вторая группа «Колосок» для детей 3-7 лет. Цель данной группы включение ребенка в коллектив сверстников для дальнейшей интеграции его в дошкольное образовательное учреждение.
На сегодняшний день группы посещают 16 детей.
В рамках ранней помощи данная деятельность будет также способствовать содействию развития функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях, познавательной активности ребенка и поддержки социализации ребенка.
Проводится индивидуальная работа с детьми и родителями логопеда отделения, в рамках которой уделяется внимание развитию навыков мелкой моторики, понимания обращённой речи, выражению своих желаний и потребностей любыми способами, в том числе невербальными. В рамках ранней помощи это будет способствовать содействию развития общения и речи ребенка с нарушениями в речевом развитии раннего возраста. Индивидуальную консультацию с рекомендациями по работе дома, получили 4 семьи с детьми, имеющими нарушения в развитии речи раннего возраста.
Еще одна из форм нашей работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья - домашнее визитирование. Ежегодно специалист по социальной работе посещает не менее 40 семей с целью информационной, психологической и педагогической поддержки. С сентября 2018г., в рамках ранней помощи посещены 4 семьи, воспитывающие детей с нарушениями в развитии раннего возраста. В 2019 г. для удобства работы специалиста и психологического комфорта семьи будет применяться технология диктофонной записи.
На данный момент на базе Кировского центра социальной помощи семье и детям оборудуется Консультативно-диагностический кабинет Службы ранней помощи: установлен специальный пол из резиновой крошки для комфортного и безопасного нахождения в кабинете ребенка раннего возраста; в скором времени будет установлена новая мебель для игрового оборудования и пеленальный стол для детей до 1 года. В 2019 году помимо краткосрочного предоставления услуг ранней помощи, также планируется проводить оценочные процедуры для разработки Индивидуальной программы ранней помощи.
Определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи (проведение процедуры признания ребенка нуждающимся в социальном обслуживании в рамках ФЗ№442) осуществляется с сентября 2018г. На сегодняшний день признаны 11 детей, на них разработаны Индивидуальные программы предоставления социальных услуг. В рамках работы Службы ранней помощи с сентября 2018 года 17 детей раннего возраста с нарушениями в развитии были направлены в Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, в группу кратковременного пребывания.
В рамках работы Службы ранней помощи, на территории г.Кирова работает межведомственная комиссия состоящая из специалистов Детского клинического консультативно-диагностического центра, отделения ранней помощи центра реабилитации для детей «Айболит», Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. На заседаниях комиссии разрабатываются Индивидуальные программы ранней помощи детям с нарушениями в развитии с маршрутами помощи.
Также в декабре 2018г. родители, воспитывающие детей-инвалидов раннего возраста пройдут дистанционное обучение в Столичном институте профессионального образования г.Москва на курсах тьютеров. После обучения всем родителям будут выданы сертификаты по ФГОС. Это позволит сопровождать ребенка-инвалида в образовательном учреждении.
Мы пришли к выводу, что ранняя помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии, обеспечивает максимально широкий охват детей на ранних этапах, позволяет максимально раскрыть возможности семьи в оказании поддержки ребенку в дальнейшем, открывает для значительной части детей путь к интегрированному обучению.